Проект
Повышение квалификации педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
Актуальность проекта
Развитие дополнительного образования детей является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, в соответствии с которой дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от каких-либо условий, в том числе здоровья; предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из механизмов реализации Концепции развития дополнительного образования детей является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», ключевой задачей которого является обеспечение к 2024 году охвата до 70% детей с ОВЗ программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Цель:
повышение квалификации педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью
Задачи:
  • Проведение диагностики профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью на базе автоматизированной платформы;
  • Разработка программы повышения квалификации педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью;
  • Разработка учебно-методического комплекта программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью;
  • Перевод программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в формат онлайн-курса;
  • Проведение апробации программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью
Диагностика профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Курс повышения квалификации

Организация и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет

1
Модуль 1: нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью на современном этапе
Часть 1.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 1.2. | вариатив | 2 ч.
2
Модуль 2: особые образовательные и социокультурные потребности детей с ОВЗ и с инвалидностью в условиях дополнительного образования
Часть 2.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 2.2. | вариатив | 2 ч.
3
Модуль 3: возможности дополнительного образования в социализации, профориентации, развитии и обучении лиц с ОВЗ и с инвалидностью
Часть 3.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 3.2. | вариатив | 2 ч.
4
Модуль 4: вариативные модели организации дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью
Часть 4.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 4.2. | вариатив | 2 ч.
5
Модуль 5: инклюзивное и специальное коррекционно-развивающее пространство дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью
Часть 5.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 5.2. | вариатив | 2 ч.
6
Модуль 6: комплексное сопровождение лиц с ОВЗ и с инвалидностью и их родителей (законных представителей) в процессе дополнительного образования
Часть 6.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 6.2. | вариатив | 2 ч.
7
Модуль 7: технологии работы с лицами с ОВЗ и с инвалидностью и их родителями (законными представителями) в условиях дополнительного образования
Часть 7.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 7.2. | вариатив | 2 ч.
8
Модуль 8: психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ с признаками одаренности в условиях дополнительного образования
Часть 8.1. | инвариант | 8 ч.
Часть 8.2. | вариатив | 2 ч.
Структура онлайн-курса
Наименование онлайн-курса:
«Организация и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет»
Состав модулей онлайн-курса (с наименованиями):
Программа включает 8 модулей:

Модуль 1: Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью на современном этапе.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • характеристика основных понятий курса
  • современное дополнительное образование детей в контексте государственной политики в образовании
  • организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования

Модуль 2: Особые образовательные и социокультурные потребности детей с ОВЗ и с инвалидностью в условиях дополнительного образования.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • особые образовательные и социокультурные потребности детей с нарушениями интеллекта в условиях дополнительного образования
  • особые образовательные и социокультурные потребности детей с нарушениями слуха и/или зрения в условиях дополнительного образования
  • особые образовательные и социокультурные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дополнительного образования
  • особые образовательные и социокультурные потребности детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дополнительного образования
  • особые образовательные и социокультурные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дополнительного образования

Модуль 3: Возможности дополнительного образования в социализации, профориентации, развитии и обучении лиц с ОВЗ и с инвалидностью.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • общие вопросы социализации и профориентации обучающихся
  • особенности профессиональной ориентации лиц с ОВЗ в системе дополнительного образования

Модуль 4: Вариативные модели организации дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • модель интеграции на основе концепции нормализации
  • социальная модель инклюзии
  • модель сетевого взаимодействия

Модуль 5: Инклюзивное и специальное коррекционно-развивающее пространство дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • специальные условия для организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей с ОВЗ
  • создание материально-технических условий для получения дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью.
  • психолого-педагогические условия для получения дополнительного образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью

Модуль 6: Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ и с инвалидностью и их родителей (законных представителей) в процессе дополнительного образования.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и с инвалидностью
  • формирование психолого-педагогической компетентности у родителей в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном дополнительном образовании
  • технологии и принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и с инвалидностью и их родителей (законных представителей) в условиях дополнительного образования.

Модуль 7: Технологии работы с лицами с ОВЗ и с инвалидностью и их родителями (законными представителями) в условиях дополнительного образования.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • современные технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • современные технологии помощи лицам с ОВЗ
  • алгоритм сопровождения ребенка с РАС в системе дополнительного образования

Модуль 8: Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ с признаками одаренности в условиях дополнительного образования.
В содержании модуля рассматриваются следующие вопросы:
  • психология одаренной личности
  • распознавание детской одаренности в условиях дополнительного образования
  • достижения лиц с ОВЗ в различных областях дополнительного образования
Краткое описание онлайн-курса:
Онлайн-курс разработан на основе анализ результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, результатов анализа нормативных правовых, методических документов, определяющих компетенции педагога дополнительного образования и особенности организации и реализации предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью услуг дополнительного образования:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 298н от 5 мая 2018 года.

Совершенствуемые компетенции:
  1. Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
  2. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
  3. Способность проектировать образовательные программы.
Реализация курса на платформе онлайн-обучения предоставляет возможность педагогам дополнительного образования проходить обучение в онлайн-формате с видеолекциями, вебинарами, групповой и самостоятельной работой, выполнением заданий и тестов, консультациями с преподавателями независимо от их местонахождения, что позволит увеличить охват педагогических работников обучением по программе повышения квалификации.
Информация о преподавателях и разработчиках курса
Минюрова Светлана Алигарьевна
Доктор психологических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Брызгалова Светлана Олеговна
Кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Костюк Анна Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Центр индивидуального развития и коррекции «Логопед»

Кутепова Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии, заместитель директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)

Семенова Елена Владимировна
Кандидат психологических наук
Руководитель РРЦ по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития на территории Свердловской области

Токарская Людмила Валерьевна
Кандидат психологических наук, доцент ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Григоренко Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

Ларина Александра Валерьевна
Центр коррекционных образовательных технологий, г. Екатеринбург

Косолапова Нина Валерьевна
Центр коррекционных образовательных технологий, г. Екатеринбург

Тенкачева Татьяна Рашитовна
Кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Центр индивидуального развития и коррекции «Логопед»

Водяха Юлия Евгеньевна
Кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Цель изучения онлайн-курса:
совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью для выполнения ТФ «Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» ПС «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Необходимый уровень подготовки для изучения онлайн-курса и выполнения домашних заданий:
к освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование (статья 76 ФЗ N 273).
Примерное время для изучения каждого модуля онлайн-курса (рабочее время модуля):
Каждый модуль включает:

инвариантная часть – изучают все слушатели. Всего 64 ч, включая итоговую аттестацию;

вариативная часть (2 ч в каждом модуле) для построения индивидуальной программы обучения для каждого педагогического работника, прошедшего диагностику профессиональных компетенций по результатам диагностики. Каждый слушатель выбирает вариативное содержание из не менее чем 4 модулей в зависимости от выявленных в результате диагностики профессиональных дефицитов или образовательных потребностей – всего не менее 8 ч.
Список необходимого обеспечения и ресурсов для прохождения обучения по онлайн-курсу (программного обеспечения, литературы, мультимедийных материалов, Интернет-ресурсов и пр.):
Учебно-методическая литература

  1. Базарова О.В. Дополнительное образование детей как сфера решения актуальных проблем воспитания в современных условиях / О.В. Базарова // Внешкольник. – 2014. - № 1. – С. 36 - 38.
  2. Беликова В.Н. Дому, окнами в детство - 65 лет! / В.Н. Беликова, И.Б. Полтавцева // Внешкольник. – 2013. - №5. – С. 59 - 64. – (доп. образ. 95 лет).
  3. Болотникова Е.Н. Оценка качества дополнительного образования: возможен ли рейтинг? / Е.Н. Болотникова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 3. – С. 5 - 10.
  4. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России 2015. – 272 с.
  5. Васильева Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски / Г.А. Васильева, О.В. Волкова, Н.И. Сметанина // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - № 8. – С. 41 – 43.
  6. Волков В.А. Дистанционная форма обучения в системе дополнительного профессионального образования: первый опыт / В.А. Волков // Методист. – 2014. - № 2. – С. 7 - 10. - (система повыш. квалификации).
  7. Журавлева Ж.И. Особенности разработки и адаптации дополнительной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 2 (3). С. 56-60.
  8. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Дополнительное образование – средство социализации детей с ОВЗ // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (19–20 декабря 2014 г.). М.: МГПУ, 2014. С. 81-83.
  9. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Потенциальные возможности дополнительного образования при обучении и воспитании детей с особыми проблемами развития // Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей и молодежи [Текст]: материалы междунар. науч.-практ. конф. Курск, 14–16 ноября 2013 г. Ч.1. / под общ.ред. Т.А. Антопольской; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2013.
  10. Зарецкая И.И. Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий преодоления барьеров социализации личности / И.И. Зарецкая // Методист. – 2013. - №6. – С. 4 – 6.
  11. Зенов С.С. Использование оценочных показателей при переводе учащихся с одного уровня обучения на другой в организациях дополнительного образования детей / С.С. Зенов, Г.Н. Миненко, Н.В. Стрижова // Внешкольник. – 2013. - № 5. – С. 22 - 25. 2
  12. Каргина З.А. Примерные педагогические требования к содержанию дополнительного образования детей / З.А. Каргина // Бюллетень: региональный опыт развития и воспит. ДОД и молодежи. – 2014. - № 2. – С. 2 - 25.
  13. Каргина З.А. Современные теоретические и методические подходы к организации ДОД / З.А. Каргина // Доп. образовательные программы. – 2014. - № 1. – С. 64-79. – (учеб.прогр. курса повыш. квалификац. спец-ов образовать учрежд., реализ. программы ДОД).
  14. Кленова Н.В. О возможных направлениях модернизации программного «поля» учреждений ДОД / Н.В. Кленова // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - № 7. – С. 3 – 10.
  15. Куприянов Б.В. Дополнительное образование как общественно-государственный институт организации свободного времени детей / Б. В. Куприянов // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 4 - 9.
  16. Куприянов Б.В. Нормы и практика аттестации в дополнительном образовании детей / Б.В. Куприянов // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 199 - 203.
  17. Лазутова М.Н. Дополнительное образование детей: новая эра / М.Н. Лазутова // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 44 - 51.
  18. Логинова Л.Г. Анализ подходов к оценке качества в ДОД, представленных в отечественной и зарубежной практике / Л.Г. Логинова // Методист. – 2014. – № 2. – С. 27-35.
  19. Логинова Л.Г. К проблеме модернизации дополнительного образования детей / Л.Г. Логинова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 35- 37.
  20. Логинова Л.Г. Система оценки качества в ДОД: версия решения проблемы / Л.С. Логинова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 1. – С. 4-8.
  21. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства: монография. – М.: Издательство «Перо», 2015.
  22. Медведева Е.А., Журавлева Ж.И. Формирование социокультурных компонентов личности детей с ОВЗ средствами искусства (теория, диагностика, практика): учебно-методическое пособие. – М.: ГБОУ ВО МГПУ, 2014.
  23. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012.
  24. Павлов А.В. Использование современных средств ИКТ в образовательном процессе учреждения ДОД. / А.В. Павлов // Доп. образовательные программы. – 2014. - № 1. – С. 35 - 48. – (учеб.прогр. курса повыш. квалификац. спец-ов образовательного учрежд., реализ. программы ДОД).
  25. Писчанкина М.В. Интеграция основного и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка / М.В. Писчанкина, С.Г. Воробьева // Методист. – 2014. - № 1. – С. 34-37.1. процесса в УДО / О.А. Сизова // Доп. образовательные программы. – 2014. - № 1. – С. 48-64. – (учеб.прогр. курса повыш. квалификац. спец-ов образовать учрежд., реализ. программы ДОД).
  26. Сизова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного
  27. Синицын А.А. Творческий подход и дополнительное образование детей / А.А. Синицын, А.М. Мещеряков // Одаренный ребенок. – 2013. - № 6. – С. 135-139.
  28. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: "Полиграф сервис", 2000. - 250 с.
  29. Юрченко А.А. Инновационные подходы к системе дополнительного образования детей / А.А. Юрченко // Методист. – 2014. - №3. – С. 29-36.

Интернет-ресурсы:
1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки российской федерации http://fgosreestr.ru/
2. Информационно-методический портал «Образование» // режим доступа: http://dopedu.ru
3. Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании «Внешкольник.ру» // Режим доступа: http://dopedu.ru
4. Сайт Edunews: все для поступающих/ Все о системе дополнительного образования в Российской Федерации // Режим доступа: http://edunews.ru/educationabroad/sistema-obrazovaniya/dopolnitelnoe.html
5. Научная педагогическая литература по отраслям// Режим доступа: http://www.pedlib.ru/
Нормативные документы

Международные документы:
1. Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов: принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 62/127 18.12.2007.
2. Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи 13.12.2006.
3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»: приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи 20.12.1993.
4. Конвенция ООН о правах ребенка: принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989.: ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР 13.06.1990.
5. Всемирная программа действий в отношении инвалидов: принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН 3.12.1982.
6. Декларация ООН о правах инвалидов: провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи 9.12.1975.
7. Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1971.
8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования: принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО) 14.12.1960.
9. Всеобщая Декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

Федеральные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»: принят ГД ФС РФ 21.12.2012.
2. Федеральный Закон от 03.05. 2012 N 46-ФЗ. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»: принят ГД 25.04.2012.: одобрен СФ 27.04.2012.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: принят ГД 3.07.1998.: одобрен СФ 9.07.1998 (с изменениями от 20.07. 2000, 22.08. 2004, 21.12. 2004,26, 30.05.2007).
4. Федеральный Закон от 2.07.2013 N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»: принят ГД 19.06.2013.: одобрен СФ 26.06. 2013.
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

Правительственные документы:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р «План мероприятий на 2015‒2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы».
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей /СанПиН 2.4.4.3172-14, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41
4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» 1 июня 2012 года N 761

Ведомственные документы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10. 2009 года N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ № 536 от 27.05.2015 «Об организации в Министерстве образования и науки РФ работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы»
4. Приказ № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
5. Приказ «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
6. Приказ «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)»
7. Государственная программа РФ «Доступная среда – на 2011-2020 годы»
8. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
9. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 N 06-1844).

Список литературы для самостоятельного изучения:
1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития // Внешкольник. — 1997. — № 9.
2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб.пособие. – М.: Диалог культур, 2007.
3. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1999.
4. Буданова Г.П. и др. Концепция дополнительного образования // Информационно-справочные материалы о системе дополнительного образования детей в РФ. М.: МОиПО РФ, 1993.
5. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей с проблемами в здоровье и развитии (по материалам проектов «Создание системы профессиональной подготовки как средство социальной адаптации учащихся в условиях сельской коррекционной школы», «Адаптивная система обучения в образовательном учреждении для инвалидов» и «Создание модели социальной адаптации посредством организации углубленной трудовой подготовки на базе МСКОУ»). - М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки, 2004.
6. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей с проблемами в здоровье и развитии. –М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки, 2004.
7. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.:ВЛАДОС, 2001.
8. Воронина О.А. Проблемы модернизации системы дополнительного образования детей // Социальная педагогика: традиции и инновации: мат-лы Всерос. конгресса социальных педагогов с межд. участием (18-21 марта 2009 г., Екатеринбург) / под ред. М.А. Галагузовой. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2009.
9. Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование: учеб.пособие. - Новосибирск: Изд-е НГПУ, 2005.
10. Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: Учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений-М.: «Школьная книга», 2009.
11. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000.
12. Дробот А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков / А.Н. Дробот // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 222 - 230.
13. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Заседание межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей // Внешкольник. – 2014. - № 2. – С. 8 - 9. – (Д. Ливанов о доп обр.)
15. Каргина З. А. Современные теоретические основания дополнительного образования детей // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
16. Куприянов Б.В. Нормативные основы программного обеспечения дополнительного образования / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание – 2013. - № 11. – С. 3 - 8.
17. Куприянов Б.В. Программы в организациях дополнительного образования: нормативные основы / Б.В. Куприянов // Народное образование. – 2013. - № 9. – С. 123 - 129.
18. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. [и др.] Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для педагогических ВУЗов и колледжей с грифом МОРФ. – М.: Академия, 2001.
19. Соколова Н. А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Модернизация образования: (Проблемы и перспективы): мат-лы регион. науч.-прак. конф. (Оренбург, 28–29 ноября 2002 г.). Ч. 4. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.
20. Соколова Н.А., Фуникова Н.И. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие по спец. 031300 «Социальная педагогика», специализация 031304 «Соц.-пед. деятельность в учреждении дополнительного образования». Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004.
21. Специальная педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 т. / Под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3. Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова и др. – М.: Академия, 2008.
22. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия 2011.
23. Хламова А.М. Модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ в рамках реализации ФГОС (на примере Центра внешкольной работы «Пашинский» г. Новосибирска) / А.М. Хламова // Внешкольник. – 2014. - № 2. – С. 24-28.
24. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И.Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006
Диагностика профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Цель проведения диагностики: получение информации об общем уровне владения педагогическими работниками, всеми составляющими компетенций, знаний и навыков педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Организатор мероприятий по проведению диагностики профессиональных компетенций и повышения квалификации – АО «Академия «Просвещение»

Материалы диагностики (тесты) позволяют оценить уровень педагогами дополнительного образования по четырем составляющим:
  • предметная (знание ключевых тем);
  • методическая (владение методикой и ключевыми подходами, методами подготовки, проведения, оценки и подведения итогов учебного занятия);
  • психолого-педагогическая (знание об особенностях учебно-познавательной деятельности и о специфике усвоения учебного материала учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками и умение применять эти знания на практике);
  • коммуникативная (знания о закономерностях общения, об особенностях коммуникативной деятельности группы и отдельного ее члена, об особенностях взаимоотношений педагога с классом и родителями и умение применять эти знания на практике).
Анализ результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сформулировать основные выводы и рекомендации в отношении программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации и осуществления дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Техническая поддержка
с 9:00 до 18:00 (МСК)
8 800 511 97 80
Методическая поддержка
с 9:00 до 18:00 (МСК)
8 800551 47 64